Самое-самое в стране
Индия буквально полна всем необычным. Одной из самых интересных жемчужин Индии является река Ганг (Ганга, по-санкритски Gang â имя женского рода) — священная река Индии, которая образуется на горном склоне Гималаев при слиянии двух рек: Багирати-Ганги на западе и Алакнанда-Ганга на востоке. В своем верхнем течении, имеющем преимущественно южное направление, Ганга несётся бурным потоком, а покинув горы, становится судоходной рекой и спокойно течёт сперва в южном, а потом в юго-восточном направлении, образуя многочисленные извилины, возле которых расположены многолюдные города: Канпур, Аллахабад, Мирзапур, Варанаси, Патна, Бхагалпур (Индия), Раджшахи (Бангладеш) и другие. Ганга изливается в Бенгальский залив под именем Мегны.
У Джафферганджа начинается настоящая дельта Ганги и Брахмапутры, самая сложная и громадная на земном шаре, подверженная постоянным изменениям. Это лабиринт из топей, рек, каналов и бухт вдоль Бенгальского залива, длиной в 265 и шириной в 130 км, усеянных неожиданно возникающими и зачастую столь же быстро исчезающими илистыми и песчаными островами, а также громадными, отчасти затопляемыми морским прибоем лесными пространствами вместе с илом и остатками животных и растений, в которых впервые зародилась холера.
Дальше в глубь страны дельта очень быстро высыхает, образуя плодоноснейшую часть Бенгалии; в населённых местах она превосходно обрабатывается, в малолюдных же покрыта роскошной, почти непроницаемой растительностью.
Среди притоков Ганги 12 превосходят величиной Рейн. Река Ганга изобилует рыбой, крокодилами и особым видом черепах.
Ганга - священная река индусов. По этой причине вода считается святой, и обитатели обязаны в известные дни совершать в ней омовение. С последней целью туда ежегодно стекаются толпы богомольцев, особенно к источникам Ганги. Кто умрёт на ее берегах или кто перед смертью выпьет ее воды, душа того избавляется от скитаний по Земле. Поэтому умирающих приносят на берега Ганги, вливают им в рот воду из нее, погружают их в реку и после смерти предают тело ее волнам. Отдаленные же от Ганги жители хранят для смертного часа ее воду в медной посуде, а богачи завещают себя сжечь после смерти и бросить свой пепел в Гангу. Ганга играет очень важную роль в индийской мифологии. В Ригведе она упоминается только два раза, откуда обычно делается вывод, что индусы в эпоху составления этого памятника литературы жили ещё на северо-западе Индостанского полуострова, на берегах Инда.
В позднейшие эпохи она получает большее значение и наконец становится наиболее чтимой и священной рекой индусов, так что в Магабхарате (п. XIII, 1793) говорится: «как все касты и различные ступени жизни брамина без добродетели и познаний, как жертва без сока Сомы, так был бы мир без Ганги». В Пуранахе Виядганга Ганга вытекает из ножного пальца Вишну и падает с неба на Землю молитвами святого Бхагиратха, чтобы очистить пепел 60000 сыновей царя Сагара, которые были сожжены гневным взглядом мудреца Капила.
Вследствие этого Ганга получает имя Бхагиратхи. Бог Шива, чтобы спасти Землю от тяжести падения Ганги, подхватил реку на своё чело и задержал её течение своими переплетенными локонами. Поэтому Шива получает имя Гангадхара (поддерживающий Ганга).
Река потекла с чела Шивы несколькими потоками, число которых обычно принимается семь, почему она и называется Сапта-синдхава (семь рек). Собственно Ганга есть одна из этих 7 рек. При своем падении на Землю Ганга помешала мудрецу Джагну, занятому жертвоприношением, который в досаде выпил воду, но потом смиловался и позволил ей течь из своего уха.
Отсюда название Ганга — Джагнави. Как божество, Ганга является старшей дочерью Гимавата (Himavat — олицетворение гор Гималаи) и его жены Мена; её выдали за царя Шантану, от которого она родила сына Бхишма (страшный); по матери он называется также Гангея. Ганга является также матерью бога войны Картикея. По сказанию Магабхараты, от брака Ганга с богом Агни произошло золото. Ганга имеет множество имён или титулов.
При длине 2500 км, Ганг не относится к крупнейшим рекам мира. И Нил, и Амазонка длиннее более чем в два раза. Но ни одна река на свете не была источником такого вдохновения и объектом столь трепетного почитания, как Ганг. Она пробуждала творческую фантазию у римских поэтов Вергилия и Овидия, средневекового флорентийского поэта Данте, а Александр Македонский полагал, что здесь проходит граница вселенной. Несомненно, индусы считают, что воды реки дают им возможность достичь нирваны, обрести вечное блаженство.
|