|
|
|
ПармаПарма – город старинных аристократических традиций, который сохранил огромное количество ценных произведений искусства и реликвий, напоминающих о том, что он когда-то был столицей. Парма гордится множеством известных и талантливых деятелей искусства, которые здесь родились и работали: от Бенедетто Антелами до Салимбене, от Корреджо до Пармиджанино, от Бодони до Верди и Тосканини, а также Стендаля и Пруста. Ее великолепный исторический центр наполнен известными памятниками культуры, сооруженными в совершенно разнообразных стилях, начиная от романского, до «ар нуво». Предусмотрительное правление второй жены Наполеона Мари Луизы в то время, когда город был столицей герцогства Пармы, Пьяченцы и Гуасталлы, оставило глубокий след в истории Пармы. Этот город известен также как столица итальянской пищевой промышленности благодаря таким неповторимым деликатесам, как пармская ветчина и сыр пармезан. Королевский Театр Пармы – излюбленное место любителей оперы со всего света, а в окрестностях замка Montechiarugolo можно увидеть прекрасные средневековые постройки.
Собор. Кафедральный собор Пармы, как и собор Модены, возведен на Via Romea – одной из наиболее известных улиц средневекового христианского мира и маршруте, по которому паломники добирались в Рим и на святую землю. После огромного пожара в 1076 году началась полная реконструкция собора, который в 1106 году был освящен Папой Пасхалием II. Дополнения, сооруженные в 13-м столетии, включают портик центрального портала с двумя колоннами, небольшую крытую галерею под крышей и кампанилу в готическом стиле. С конца 12-го и до начала 13-го столетия Бенедетто Антелами построил прилегающий баптистерий и украсил его скульптурным декором, который своей красотой соперничал с дизайном площади напротив собора. Первоначальная крыша сооружения, изготовленная из дерева, в 13-м столетии была заменена крестовыми сводами. В 16-м столетии интерьер церкви снова был частично изменен, когда Корреджо написал великолепные фрески купола.
Баптистерий. Между 1196 и 1216 гг. сооружение баптистерия было поручено Бенедетто Антелами, который руководил процессом постройки и украшения здания скульптурным декором, изготавливаемым его помощниками. Фрески, которые украшают ниши нижнего яруса, являются одними из наиболее выдающихся картин Северной Италии. Написанные на протяжении 13 и 14 веков неизвестными художниками Эмилии и Ломбардии, фрески изображают библейские сцены и жизнь святых, а также жизненный путь Христа. Щедрый скульптурные декор баптистерия Пармы – это настоящее переплетение излюбленных тем средневековья; внутри он дополнен гравированными люнетами со скульптурами двенадцати месяцев, времен года и знаков зодиака. Статуи месяцев, большинство которых было изготовлено самим Антелами, являются, вероятно, наиболее изысканными скульптурами интерьера баптистерия. Фигуры в композиции занимаются своими повседневными деревенскими делами, поскольку ее основной мотив – это крестьянский быт и природа. Оформление баптистерия – это наиболее значительное и захватывающее звено между творчеством Антелами и французской готической скульптурой конца 12-го столетия.
Фрески монастыря св. Павла. Это творение является, безусловно, одним из самых выдающихся шедевров итальянского Ренессанса. Зал, расписанный фресками, изначально был частью владения игуменьи бенедиктинского монастыря святого Павла в Парме. Эта гостиная реконструировалась в 1514 году по поручению Джованны да Пьяченца, под руководством которой в монастыре велась активная культурная деятельность. В 1519 году поработать над интерьером монастыря игуменья, известная своей оригинальностью и своенравием, пригласила Корреджо, который, по возвращении на родину, занимался живописью в Парме. Возможно, этим и объясняется специфика сюжетов, выбранных Корреджо. Для залов, в которых принимались посетители, художник выбрал мифологические сюжеты и совершенно исключил религиозные сцены. На стене он пишет фреску "Возвращение Дианы с охоты", на которой богиня изображена в сопровождении купидонов, а потолок расписывает в виде беседки, увитой гирляндами зелени. Сквозь нее в овальные проемы также выглядывают ангелы, несущие охотничье снаряжение и трофеи Дианы. В целом же фрески монастыря св. Павла – это одно из лучших декоративных творений Ренессанса по изяществу форм и свежести чувств, они являются изысканным симбиозом природы и классической мифологии.
Сан Джованни Эванджелиста. Комплекс построек Сан Джованни Эванджелиста состоит из церкви, монастыря и одной из самых старинных аптек Италии, сооруженных в 10-м столетии. Основной мотив дизайна комплекса отражен в его мраморном фасаде в стиле барокко. Неф церкви украшен фризом, изображающим жертвоприношения, проект которого в 1522-1523 гг. разработал Корреджо, но осуществил уже Рондани. Корреджо также занимался украшением колон, софитов и, конечно же, куполом, расписывая который, он создал новый тип купольной росписи – эта фреска стала его настоящим шедевром. Мастер попытался уничтожить пространственные границы интерьера и создать иллюзию небесного свода, на фоне которого парит фигура Христа. Вокруг располагаются апостолы, смотрящие вверх на видение, их позы свободны, а лица выражают охвативший героев трепет при созерцании чуда. Композиция очень динамична и поражает своей необыкновенной жизненностью. Еще одним великолепным творением церкви является деревянный клирос с изображением города, холмов и музыкальных инструментов, созданный Зуччи и братьями Жан-Франко и Паскалем Теста (1556 г.). Левый неф церкви украшен интересной ранней работой Пармиджанино (1522 г.) с изображениями святых, ангелов и орнаментальной отделкой.
Церковь Санта-Мария-делла-Стекката - шедевр архитектуры эпохи Возрождения, возведенный, чтобы сохранить уникальное изображение Мадонны с младенцем, нарисованное на фасаде здания. Чтобы ограничивать поток паломников, которые стекались сюда со всей Италии в надежде увидеть чудотворную икону, напротив церкви построили забор. И в последствии, в честь этого заграждения церковь и получила свое название (steccato – по-итальянски забор). Сооружение было возведено между 1521 и 1539 гг. неизвестным архитектором, а в 1526 году Клемент VII отправил в Парму Антонио да Сангалло и поручил ему проверить систему обороны города. Архитектор разработал план купола и завершил работу над церковью. Орнаменты и большая балюстрада – творения Мауро Одди и они датируются 17-м веком. Интерьер церкви украшен росписями живописцев Пармы эпохи Ренессанс. Кисти Пармиджанино принадлежит фреска «Мудрые и неразумные девы» над алтарем, а Микеланжело Анселами в 1540 г. создал фреску «Коронация». Купол расписан Бернардино Гатти в 1560 г. Внимания заслуживают также скульптуры Масчероны и Карло Роттини. В крипте находится семейная усыпальница герцогов Фарнезе. |
|
|
|